Logo of NIIC SB RAS

Nikolaev Institute of Inorganic Chemistry

Siberian Branch of Russian Academy of Sciences

SELECTED RESULTS OF COMPLETED RESEARCH STUDIES in 2013

Content:

    Synthesis and luminescemt properties of the first octahedral molybdenum cluster with six terminal acetylenide ligands

    First octahedral high valence cluster, coordinated uniquely to six carbon atoms (of methylpropyolate), [Mo6I8(C≡CC(O)OMe)6]2−, has been obtained. The cluster exhibits a long-living and bright red luminescence. The presence of reactive triple bond in the propiolate opens new possibilities for modifications of the ligand environment, including making of luminescent dendrimers and incorporation of the luminescent cluster core into polymeric matrices. Such luminescent complexes are of practical interest for design of new generation of sensor materials and farmaceuticals (conversion of triplet O2 molecules into singlet for killing cancer cells), for experimental cytology and histology (as luminescent markers of different sites in cells and tissues)

    Synthesis and luminescemt properties of the first octahedral molybdenum cluster with six terminal acetylenide ligands

    Synthesis and luminescemt properties of the first octahedral molybdenum cluster with six terminal acetylenide ligands

    Sokolov M.N., Mikhailov M.A., Brylev K.A., Virovets A.V., Vicent C., Kompankov N.B., Fedin V.P.Inorg. Chem. 2013. 12477. IF 4,593

    Stabilization of Tetrahedral P4 and As4 Molecules as Guests in Polymeric and Spherical Environments

    [Ag(η2-As4)2]+[pftb] can be used to store yellow arsenic (As4). From it, As4 can be easily released to give concentrated, light-stable solutions. These As4 solutions, and those of white phosphorus (P4), allowed molecular As4 and P4 to be encapsulated inside giant, spherical aggregates and polymeric matrices, enabling the first determination of their E–E (E=P, As) bond lengths by diffraction methods.

    Stabilization of Tetrahedral P4 and As4 Molecules as Guests in Polymeric and Spherical Environments

    Stabilization of Tetrahedral P4 and As4 Molecules as Guests in Polymeric and Spherical Environments

    Schwarzmaier C., Schindler A., Heindl C., Scheuermayer S., Peresypkina E.V., Virovets A.V., Neumeier M., Gschwind R., Scheer M.Angew. Chem. Int. Ed. 2013, 52, 10896. IF = 13,734

    Kinetic factors in the synthesis of silver nanoparticles in reverse micelles of Triton N-42

    For the first time in situ quantitative research of the growth kinetics of silver nanoparticles during the reduction of Ag+ by hydrazine in the reverse micelles of Triton N-42 was carried out. The mechanism of the process includes two steps that are slow, continuous nucleation and fast, autocatalytic surface growth. The parameters as concentration of N2H4 and NH3 as competing ligand, ionic strength and the background salt of dispersed aqueous phase, micelle size, and temperature can be used to regulate the rates of nucleation and autocatalytic surface growth of nanoparticles to provide control synthesis of particles. Silver nanoparticles with definite size and shape are widely used in electronics, catalysis, and biomedicine.

    Kinetic factors in the synthesis of silver nanoparticles in reverse micelles of Triton N-42

    Kinetic factors in the synthesis of silver nanoparticles in reverse micelles of Triton N-42

    Tatarchuk V.V., Sergievskaya A.P., Korda T.M., Druzhinina I.A., Zaikovsky V.I.Chem. Mater., 2013, 3570. IF 8.238

    Unique reactivity of lanthanocenes as a special approach to the polypnictide complexes containing 3d/4f elements

    The NIIC SB RAS research group has been honored by placing the picture of their work to the cover of the prestigious chemical journal Chem. Comm. (IF = 6.378). This work consists in a novel synthetic approach to polypnictide heterometallic complexes of 3d/4f elements. Samarocenes were shown to reveal the unique reactivity towards polyphosphide complexes of 3d/4f elements. The first reductive coupling of polyphosphide complex with P–P bond formation was observed in the reaction of pentaphosphaferrocene and samarocenes. Thereby the pathway to polypnictide polynuclear complexes containing 3d/4f elements as potential molecular pnictide and polypnictide precursors of photo- and thermoelectric materials has been found.

    Unique reactivity of lanthanocenes as a special approach to the polypnictide complexes containing 3d/4f elements

    Unique reactivity of lanthanocenes as a special approach to the polypnictide complexes containing 3d/4f elements

    Li T., Gamer M.T., Scheer M., Konchenko S.N., Roesky P.W.Chem. Commun. 2013. 2183. IF 6.378

    Electron density redistribution in the core region of metal atoms in the course of chemical reactions

    While studying inversion of lead phthalocyanine and methane’s C–H bond activation by palladium atom within the quantum chemical topology it was found that in the course of chemical reactions involving metal compounds a reorganization in the system of metal’s ELF core basins characterizing by the sequence of topological catastrophes occurs. A results obtained are shed some light on the participation of non-valent electrons of the metal in the electronic structure changes of reacting systems.

    Electron density redistribution in the core region of metal atoms in the course of chemical reactions

    Electron density redistribution in the core region of metal atoms in the course of chemical reactions

    Nizovtsev A.S. Kozlova S.G.J. Phys. Chem. A. 2013. V. 117. P. 481. IF= 2.771

    Nizovtsev A.S.J. Comput. Chem. 2013. V. 34. P. 1917. IF= 3.835.

    The synthesis of optically transparent and hard coatings from tetramethyldisilazane

    Silicon carbonitride films were obtained by plasma enhanced chemical vapor decomposition using a gaseous mixture of helium and a volatile organosilicon compound 1,1,3,3-tetramethyldisilazane (TMDS) in the temperature range 373–973 K. The simulation of the deposition process of solid phase mixtures using initial gaseous mixture (TMDS + He) inr the temperature range of 300–1300 K and pressures R0total = 10−2–10 showed the possibility of varying the equilibrium composition of the condensed phases according to the synthesis temperature and initial gaseous mixture composition. Chemical and phase composition, physicochemical, and functional properties of the films obtained in the range 373–973 K were studied by a complex of modern methods: FTIR, Raman, and energy dispersive spectroscopy, X-ray photoelectron spectroscopy, scanning electron and atomic force microscopy, XRD using synchrotron radiation, ellipsometry, spectrophotometry.

    The synthesis of optically transparent and hard coatings from tetramethyldisilazane

    The synthesis of optically transparent and hard coatings from tetramethyldisilazane

    N. I. Fainer, A. N. Golubenko, Yu. M. Rumyantsev, V. G. Kesler, E. A. Maximovskii, B. M. Ayupov, F. A. KuznetsovGlass Physics and Chemistry. 2013. Т. 39, № 1. С. 77–88. IF 0,339

    Synthesis and thermochemical characteristics of BaCe0.7Gd0.2In0.1O2.85 having high stability

    For the first time the barium cerate doped by gadolinium and indium (BaCe0.7Gd0.2In0.1O2.85) having high stability was synthesized by solid state method. Thermochemical characteristics of BaCe0.7Gd0.2In0.1O2.85 phase were determined by solution calorimetry. It was shown that barium cerate doped by gadolinium and indium was thermodynamically stable with respect to decomposition into binary oxides. It was established that compound BaCe0.7Gd0.2In0.1O2.85 is thermodynamically more stable than phases BaCe0.7Nd0.2In0.1O2.85, BaCe0.8Nd0.2O2.9, etc. Barium cerates doped by trivalent elements are perspective proton conductors for application in fuel cells, sensors and ceramic membranes. Increasing of solubility limit by adding of indium increases the quantity of proton defects and stability of compounds. The research is performed in cooperation with Karlsruhe Institute of Technology (Germany) and Institute of Solid State Chemistry of Ural Branch of the Russian Academy of Science.

    Synthesis and thermochemical characteristics of BaCe0.7Gd0.2In0.1O2.85 having high stability

    Synthesis and thermochemical characteristics of BaCe0.7Gd0.2In0.1O2.85 having high stability

    Matskevich N.I., Matskevich M.Yu., Wolf Th., Bryzgalova A.N., Chupakhina T.I., Anyfrieva O.I.J. Alloys Comp. 2013. V.577. P. 148-151. IF = 2.390

    Speciation of Platinum(IV) in Nitric Acid Solutions

    The speciation of platinum(IV) ions in nitric acid solutions (widely used precursor for preparation of heterogeneous catalysts) has been discovered. Series of aqua-hydroxo-nitrato complexes [Pt(L)x(NO3)6−x] (L = H2O or OH; x = 0, ..., 6) were found to exist in the fresh prepared solutions. Aging of the platinum nitric acid solutions for more than 5−6 h results in oligomerization of [Pt(L)x(NO3)6−x] species and the formation of oligonuclear aqua-hydroxo-nitrato complexes with OH bridging ligands. Mononuclear complex [Pt(NO3)6]2– and oligomeric platinum(IV) species with two, four and seven nuclei [Pt2(μ-OH)2(NO3)8]2– , [Pt4(μ-O)2(μ-OH)4(NO3)10]2–, [Pt7(μ-O2)6(μ-OH)6(NO3)12]2– have been isolated as single crystals of salts with organic cations and characterized by X-ray diffraction.

    Mono- and polynuclear species of Pt(IV) in nitric acid solution of H2[Pt(OH)6]

    Mono- and polynuclear species of Pt(IV) in nitric acid solution of H2[Pt(OH)6]

    Vasilchenko D.B., Tkachev S.V, Baidina I.A., Korenev S.V.Inorg. Chem. 2013. 52. 10532. IF 4,593

    Cluster complexes based on the new heterometallic core {Re3Mo3S8}

    A facile way to obtain octahedral heterometallic (Re/Mo) cluster complexes has been developed. Direct synthesis of the K6[Re3Mo3S8(CN)4(CN)2/2] polymeric cluster with the new {Re3Mo3S8} 24-electron core has been realized using the MS2 and KCN as precursors. Dissolution of polymeric compound led to isolation of soluble salt containing stable paramagnetic 23e cluster anion [Re3Mo3S8(CN)6]6–. The cyclic voltammetry revealed a reversible one-electron oxidation wave which corresponds to the 23e/22e oxidation process of the cluster core. The wide ox-red chemistry of the described cluster anions open the way to control properties of their derivatives. Paramagnetic cluster anion [Re3Mo3S8(CN)6]6– is interesting as the component of the magnetoactive inorganic polymers.

    Cluster complexes based on the new heterometallic core {Re3Mo3S8}–

    Cluster complexes based on the new heterometallic core {Re3Mo3S8}

    Gayfulin Y.M., Naumov N.G., Rizhikov M.R., Smolentsev A.I., Nadolinny V.A., Mironov Y.V.Chem. Commun., 2013, 49, 10019. IF 6,378

Логотип ИНХ СО РАН

Федеральное государственное бюджетное учреждение науки

Институт неорганической химии им. А.В. Николаева

Сибирского отделения Российской академии наук

ВАЖНЕЙШИЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ЗАВЕРШЁННЫХ ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
за 2013 г.

СОДЕРЖАНИЕ:

    Исследование химической связи и структуры нанографенов в C2F

    Фторирование графита при комнатной температуре ведет к образованию оптически прозрачного фторида графита C2F. Атомы углерода, не вступившие во взаимодействие с фтором, образуют неупорядоченные цепочки и островки в слоях. Определение структуры таких соединений методами рентгеноструктурного анализа не представляется возможным. Изменение стехиометрического состава C2Fx (x<1) приводит к изменению симметрии окружения атомов фтора (определено по данным ЯМР) и размера сопряженных областей (определено по данным рентгеновской спектроскопии с угловым разрешением). Полученный результат демонстрирует возможность создания в двухмерных структурах изолированных или связанных областей – нанографенов, представляющих интерес для регулирования оптических, магнитных и сенсорных свойств.

    Исследование химической связи и структуры нанографенов в C2F

    Исследование химической связи и структуры нанографенов в C2F

    Okotrub А.V., Yudanov N.F., Asanov I.P., Bulusheva L.G.ACS Nano. 2013. 65. ИФ 12,062

    Asanov I.P., Bulusheva L.G., Yudanov N.F., Alexeev A.V., Okotrub A.V.Carbon. 2013. 518. ИФ 5,868

    Bulusheva L.G., Chekhova G.N., Pinakov D.V., Okotrub A.V.J. Phys. Chem. C 2013. 7940. ИФ 4,814

    Синтез и люминесцентные свойства первого октаэдрического кластера молибдена с шестью терминальными ацетиленидными лигандами

    Получен первый октаэдрический высоковалентный кластер, все шесть терминальных лигандов которого координированы через атомы углерода (пропиолатные лиганды), [Mo6I8(C≡CC(O)OMe)6]2−. Кластер проявляет долгоживущую и яркую люминесценцию в красной области спектра. Наличие тройной связи в пропиолатном лиганде открывает широкий простор для функционализации лигандного окружения, получения люминесцентных дендримеров, и делает возможным включение люминесцентных ядер в полимерные матрицы. Люминесцентные свойства подобных комплексов представляют практический интерес для разработки нового поколения сенсоров, для медицины (за счет конверсии триплетного кислорода в синглетный), в цитологии и гистологии (люминесцентные маркеры разных участков клеток и тканей).

    Синтез и люминесцентные свойства первого октаэдрического кластера молибдена с шестью терминальными ацетиленидными лигандами

    Синтез и люминесцентные свойства первого октаэдрического кластера молибдена с шестью терминальными ацетиленидными лигандами

    Sokolov M.N., Mikhailov M.A., Brylev K.A., Virovets A.V., Vicent C., Kompankov N.B., Fedin V.P.Inorg. Chem. 2013. 12477. ИФ 4,593

    Стабилизация неустойчивых молекул P4 и As4 в полимерной матрице

    Через несколько столетий после открытия мышьяка впервые структурно охарактеризована метастабильная тетраэдрическая молекула As4, встречающаяся в неустойчивой на свету аллотропной модификации - желтом мышьяке. Молекулы P4 и As4 удалось включить в качестве гостей в цепочечный полимер и квазисферический олигомер, построенные на основе пентафосфоферроцена, Cp*Fe(η5-P5), и галогенидов меди(I) CuX, X=Cl, I. Впервые надежно определена длина связи As–As по данным рентгеноструктурного анализа монокристаллов. Синтез стал возможен благодаря разработанной оригинальной методике, позволяющей получать растворы желтого мышьяка путем контролируемого высвобождения As4 из его комплекса с Ag+. Результаты удостоены картинки на обложке престижного химического журнала Angew. Chem. Int. Ed. (IF = 13,734).

    Стабилизация неустойчивых молекул P4 и As4 в полимерной матрице

    Стабилизация неустойчивых молекул P4 и As4 в полимерной матрице

    Schwarzmaier C., Schindler A., Heindl C., Scheuermayer S., Peresypkina E.V., Virovets A.V., Neumeier M., Gschwind R., Scheer M.Angew. Chem. Int. Ed. 2013, 52, 10896. ИФ = 13,734

    Бипористые металл-органические координационные полимеры

    Получено уникальное бипористое металл-органическое каркасное соединение, содержащее каналы двух типов. Помимо различных размеров, каналы принципиально отличаются внутренним функциональным окружением. Благодаря неподеленным электронным парам на атомах азота уротропинового лиганда, α каналы могут быть охарактеризованы как основные (в теории Льюиса). Поверхность β каналов содержит координационно ненасыщенные катионы Zn2+, и их льюисовскую природу следует отнести к кислотной. Разница в размере и химической природе двух типов каналов позволяет предложить новые методы селективного разделения. Такая особенность строения открывает уникальные возможности использования бипористых каркасов в качестве молекулярного аккумулятора химической энергии за счет одновременного хранения реакционноспособных молекул, например кислоты и основания, окислителя и восстановителя в одном кристалле.

    Бипористые металл-органические координационные полимеры

    Бипористые металл-органические координационные полимеры

    Sapchenko S.A., Samsonenko D.G., Dybtsev D.N., Fedin V.P.Inorg. Chem., 2013, 9702. ИФ 4,593

    Энергетически различные состояния гостей в каркасе [Zn4(dmf)(ur)2(ndc)4]

    Исследование металлорганического каркаса с бензолом показало, что при хранении на воздухе эти соединения содержат некоторое количество воды. Изучив по отдельности десорбцию воды и бензола из каркаса, была предложена методика получения систем состава [Zn4(dmf)(ur)2(ndc)4xGuest, где Guest = C6H6, H2O. Для них впервые определены термодинамические свойства бензола и воды в каркасе: летучесть, энтальпия и энтропия десорбции и изменение энергии Гиббса в процессе связывания жидкого гостя каркасом. Эта информация позволила выявить несколько энергетически различных состояний гостей в каркасе, связанных, по-видимому, с искажением структуры при нагревании. Более летучий бензол в адсорбированном состоянии становится менее летучий, чем вода.

    Энергетически различные состояния гостей в каркасе [Zn4(dmf)(ur)2(ndc)4]

    Энергетически различные состояния гостей в каркасе [Zn4(dmf)(ur)2(ndc)4]

    Zelenina L.N., Chusova T.P., Sapchenko S.A., Ukraintseva E.A., Samsonenko D.G., Fedin V.P.J. Chem. Therm., 2013, v. 67, 128. ИФ 2,297

    Кинетические закономерности синтеза наночастиц серебра в обратных мицеллах Triton N-42

    Впервые получены количественные кинетические данные для синтеза наночастиц серебра за счет восстановления ионов серебра гидразином в обратных мицеллах Triton N-42. Процесс состоит из последовательных стадий медленного образования зародышей и их быстрого последующего автокаталитического роста. Выявленные эффекты комплексообразования, ионной силы, природы фоновых солей, размера мицелл, а также концентраций и температуры позволяют целенаправленно влиять на скорости стадий образования и роста зародышей в интересах управления синтезом наночастиц. Наночастицы серебра заданного размера и морфологии представляют особый интерес для электроники, катализа и биомедицины.

    Кинетические закономерности синтеза наночастиц серебра в обратных мицеллах Triton N-42

    Кинетические закономерности синтеза наночастиц серебра в обратных мицеллах Triton N-42

    Tatarchuk V.V., Sergievskaya A.P., Korda T.M., Druzhinina I.A., Zaikovsky V.I.Chem. Mater., 2013, 3570. ИФ 8.238

    Уникальная реакционная способность лантаноценов – оригинальный подход к полипниктидным комплексам, содержащим 3d/4f-металлы

    Картинки на обложке престижного химического журнала Chem. Comm. (IF = 6,378) удостоены результаты сотрудников ИНХ СО РАН по реализации нового синтетического подхода для получения полипниктидных молекулярных гетерометаллических комплексов 3d/4f-металлов. В работе продемонстрирована уникальная реакционная способность самароценов в отношении полифосфидных комплексов 3d-металлов. Обнаружен первый пример восстановительной димеризации полифосфидного комплекса с образованием связи P–P в реакции пентафосфаферроцена с самароценами. Таким образом, найден путь к полипниктидным полиядерным комплексам, содержащим 3d/4f-металлы – потенциальным молекулярным прекурсорам фото- и термоэлектрических материалов на основе пниктидов и полипниктидов 3d/4f-элементов.

    Уникальная реакционная способность лантаноценов – оригинальный подход к полипниктидным комплексам, содержащим 3d/4f-металлы

    Уникальная реакционная способность лантаноценов – оригинальный подход к полипниктидным комплексам, содержащим 3d/4f-металлы

    Li T., Gamer M.T., Scheer M., Konchenko S.N., Roesky P.W.Chem. Commun. 2013. 2183. ИФ 6.378

    Перераспределение электронной плотности в остовной области атомов металла в химических реакциях

    Топологическими методами квантовой химии на примере инверсии фталоцианина свинца и активации C–H связи метана атомом палладия показано, что при протекании химических реакций с участием соединений металлов происходит реорганизация в системе остовных бассейнов ELF металла, характеризующаяся определённой последовательностью топологических катастроф. Полученные результаты проливают свет на участие невалентных электронов металла в изменении электронной структуры реагирующих систем.

    Перераспределение электронной плотности в остовной области атомов металла в химических реакциях

    Перераспределение электронной плотности в остовной области атомов металла в химических реакциях

    Nizovtsev A.S. Kozlova S.G.J. Phys. Chem. A. 2013. V. 117. P. 481. IF= 2.771

    Nizovtsev A.S.J. Comput. Chem. 2013. V. 34. P. 1917. IF= 3.835.

    Синтез оптически прозрачных и твердых покрытий из тетраметилдисилазана

    Пленки карбонитрида кремния получены плазмохимическим разложением газовой смеси гелия с летучим кремнийорганическим соединением 1,1,3,3-тетраметилдисилазаном (ТМДС) в температурной области 373–973 K. Проведенное моделирование процессов осаждения из газовой смеси (ТМДС + He) в интервале температур 300–1300 K и давлений Р0общ = 10−2–10 Торр показало возможность варьирования равновесного состава конденсированной фазы в зависимости от температуры синтеза и состава исходной газовой смеси. Химический и фазовый состав, физико-химические и функциональные свойства пленок, полученных в интервале 373–973 K, изучены с помощью комплекса современных методов: ИК, KP, рентгеновской фотоэлектронной и энергодисперсионной спектроскопии, растровой электронной и атомно-силовой микроскопии, РФА с использованием синхротронного излучения, эллипсометрии, спектрофотометрии.

    Синтез оптически прозрачных и твердых покрытий из тетраметилдисилазана

    Синтез оптически прозрачных и твердых покрытий из тетраметилдисилазана

    Файнер Н.И., Голубенко А.Н., Румянцев Ю.М., Кеслер В.Г., Максимовский Е.А., Аюпов Б.М.,. Кузнецов Ф.А.Физика и химия стекла. 2013. Т. 39, № 1. С. 114. ИФ 0,339

    Синтез и термохимические характеристики высокостабильного BaCe0.7Gd0.2In0.1O2.85

    Впервые методом твердофазного синтеза синтезировано обладающее высокой стабильностью соединение церата бария, замещенного гадолинием и индием, BaCe0.7Gd0.2In0.1O2.85 Термохимические характеристики фазы BaCe0.7Gd0.2In0.1O2.85 определены с использованием метода калориметрии растворения. Показано, что церат бария, замещенный гадолинием и индием, является термодинамически устойчивым по отношению к распаду на бинарные оксиды. Установлено, что соединение BaCe0.7Gd0.2In0.1O2.85 является термодинамически более устойчивым, чем фазы BaCe0.7Nd0.2In0.1O2.85, BaCe0.8Nd0.2O2.9 и др. Цераты бария, замещенные трехвалентными элементами, являются перспективными протонными проводниками для использования в топливных элементах, сенсорах и керамических мембранах. Расширение предела растворимости путем введения индия увеличивает количество протонных дефектов и устойчивость соединений. Работа проводится совместно с Институтом Технологий г.Карлсруэ и ИХТТ УрО РАН.

    Синтез и термохимические характеристики высокостабильного BaCe0.7Gd0.2In0.1O2.85

    Синтез и термохимические характеристики высокостабильного BaCe0.7Gd0.2In0.1O2.85

    Matskevich N.I., Matskevich M.Yu., Wolf Th., Bryzgalova A.N., Chupakhina T.I., Anyfrieva O.I.J. Alloys Comp. 2013. V.577. P. 148-151. ИФ = 2.390

    Формы существования платины (IV) в азотнокислых растворах

    Впервые получены прямые данные о состоянии платины в азотнокислых растворах, являющихся широко используемыми предшественниками для приготовления гетерогенных катализаторов. Показано, что в свежеприготовленных растворах платина находится в основном в виде мономерных аквагидроксонитратных комплексов [Pt(L)x(NO3)6–x] (L = H2O или OHx = 0, ..., 6). Выдерживание растворов приводит к полимеризации с доминированием на первом этапе двух- и четырёхядерных аквагидроксонитратных комплексов. Мономерный комплекс [Pt(NO3)6]2– , а также ряд олигомеров — димерный [Pt2(μ-OH)2(NO3)8]2– , четырех- [Pt4(μ-O)2(μ-OH)4(NO3)10]2– и семиядерный [Pt7(μ-O2)6(μ-OH)6(NO3)12]2– комплексы удалось выделить в твердую фазу в виде солей с различными катионами и структурно охарактеризовать (РСА).

    Формы существования платины (IV) в азотнокислых растворах

    Формы существования платины (IV) в азотнокислых растворах

    Vasilchenko D.B., Tkachev S.V, Baidina I.A., Korenev S.V.Inorg. Chem. 2013. 52. 10532. ИФ 4,593

    Кластер с новым гетерометаллическим ядром {Re3Mo3S8}

    Разработан новый подход к синтезу октаэдрических гетерометаллических (Re/Mo) халькогенидных кластерных комплексов. Впервые осуществлен прямой синтез кластерного комплекса K6[Re3Mo3S8(CN)4(CN)2/2] с новым 24-электронным гетерометаллическим ядром {Re3Mo3S8} из сульфидов металлов. Растворение этого полимерного соединения в водном растворе KCN приводит к окислению с образованием солей дискретного парамагнитного кластерного аниона [Re3Mo3S8(CN)6]6– с 23 валентными электронами. Методом циклической вольтамперометрии показано обратимое одноэлектронное окисление кластерного аниона с образованием устойчивой 22-электронной формы. Богатая окислительно-восстановительная химия кластерных анионов позволяет контролируемо варьировать свойства соединений на их основе. Парамагнитный кластерный анион [Re3Mo3S8(CN)6]6– представляет практический интерес как компонент магнитоактивных неорганических полимеров.

    Кластер с новым гетерометаллическим ядром {Re3Mo3S8}–

    Кластер с новым гетерометаллическим ядром {Re3Mo3S8}

    Gayfulin Y.M., Naumov N.G., Rizhikov M.R., Smolentsev A.I., Nadolinny V.A., Mironov Y.V.Chem. Commun., 2013, 49, 10019. ИФ 6,378