×

Вы находитесь на архивном сайте ИНХ СО РАН. Сайт закрыт в связи с неактуальностью, представленной на нём информации.
Актуальный сайт расположен по адресу: www.niic.nsc.ru

Логотип ИНХ СО РАН

Федеральное государственное бюджетное учреждение науки

Институт неорганической химии им. А.В. Николаева

Сибирского отделения Российской академии наук

ИНХ в зеркале прессы

18 июня 2009 года →  ИНХ в зеркале прессы

ВПЕЧАТЛИТЕЛЬНОСТЬ — ХОРОШЕЕ КАЧЕСТВО

«Наука в Сибири» N 24 (2709) 18 июня 2009 г.

ВПЕЧАТЛИТЕЛЬНОСТЬ — ХОРОШЕЕ КАЧЕСТВО,
ОСОБЕННО ДЛЯ ЛЮДЕЙ, ЧЬЯ ПРОФЕССИЯ СВЯЗАНА С НАБЛЮДЕНИЯМИ И ОТКРЫТИЯМИ

Мария Кандинская, ФЖ НГУ

Константин Коваленко, аспирант Института неорганической химии уже становился обладателем стипендии им. академика А. В. Николаева. И даже трижды: в 2003, 2005 и 2006 годах. В этом году Константин получил Николаевскую стипендию в четвертый раз.

Константин Коваленко

«Константин» — по-гречески значит «постоянный». Работает магия имени? Возможно. Но важнее то, что молодой ученый талантлив и обладает завидным исследовательским упорством.

Исследователь

В лаборатории химии кластерных и супрамолекулярных соединений Константин оказался, учась на первом курсе факультета естественных наук НГУ.

— Я попал в лабораторию в 2003 году, — рассказывает Константин.— Тогда прошло полгода, как она была выделена из лаборатории химии сверхпроводников. В этой новой структуре работало десять научных сотрудников и пять аспирантов. Сейчас коллектив лаборатории вырос вдвое. То есть, по сути, она складывалась на моих глазах. Коллеги — очень доброжелательные люди. Мне приятно с ними работать.

Когда-то Константин пришел в институт выполнять курсовую работу. В студенческие годы он занимался исследованием гетерометаллических кластерных комплексов, изучал их способности вступать в реакцию с другими веществами. Со временем тематика усложнилась. Сейчас Константин занимается нанопористыми материалами под руководством доктора химическмх наук В. П. Федина. Точнее, его тематика — координационные полимеры, соединения из металлов, скрепленные органическими ионами или молекулами. В таких полимерах — поэтому они и называются нанопористыми — имеются полости и каналы размерами более 2 нм. Если смотреть на подобные «дырчатые» соединения с практической стороны, то это — идеальные сорбенты.

— Одна из наиболее перспективных областей применения координационных полимеров, — рассказывает Константин, — сорбция различных молекул: от малых (как молекула водорода) до больших (это нужно, например, для создания лекарств пролонгированного действия, для очистки водных растворов от вредных веществ). Представьте, благодаря высоким значениям внутренней удельной поверхности металлорганических координационных полимеров, газ, объемом с крытый стадион, может уместиться в нескольких граммах этого материала.

Большой интерес проявляют к мезопористым координационным полимерам и соединениям на их основе нефтехимики, поскольку эти полимеры — перспективный материал для катализа. Наномембранно-каталитические процессы позволяют интенсифицировать переработку органического сырья и тем самым снизить затраты. А то и перерабатывать попутные нефтяные газы в высокоценные химические продукты.

Константин говорит, что область, которой он занимается, — довольно молодая, ведь интенсивные исследования начались лишь в конце 90-х годов, а нанопористые координационные полимеры были получены около пяти лет назад. Всего лишь в 2005 году был открыт нанопористый терефталат хрома. Сейчас лаборатория продолжает исследование созданного совсем недавно на его основе сорбента, который хорошо — на уровне лучших представителей этого класса соединений — сорбирует водород. Так что все, по сути, только начинается. А Николаевская стипендия — просто стимул для более сосредоточенной работы.

А в свободное время Константин с удовольствием «возится» с компьютерами: занят Linux, открытым ПО. И ещё очень любит драматический театр. Причем предпочитает спектакли с участием небольшого количества актёров. Именно такие постановки, на его взгляд, производят самое сильное впечатление.

«Впечатлительность, — считает Константин, — вообще хорошее качество, особенно для людей, чья профессия связана с наблюдениями и открытиями».

Преподаватель

Первый опыт преподавательской работы стипендиат получил в физматшколе. Туда Константина пригласили вести спецкурс «Неорганический синтез», а через год лектор предложил вести семинары по органической химии. Затем последовало предложение от университета преподавать физическую и неорганическую химию.

— Преподавание мне нравится по нескольким причинам, — говорит Константин. — Во-первых, это хорошая зарядка для мозгов, во-вторых, я могу передавать свои знания и, в-третьих, я получаю от этого удовольствие. Интересно, когда на твоих глазах совершаются маленькие открытия, кто-то находит оригинальное решение и искренне этому рад. К тому же преподавание обязывает постоянно быть в курсе событий, которые происходят в смежных с моими личными исследованиями областях, то есть могу не придерживаться узкой специализации, а расширять кругозор.

Константин считает себя преподавателем достаточно мягким: для него главное не запугать студентов, а заинтересовать их. Правда, «двойки» тоже ставить приходится.

Ученик

— В школе я сам получал много «двоек». В основном они были по гуманитарным дисциплинам, и обычно потому, что у меня не хватало времени на прочтение длинных текстов: больше привлекали точные и естественные дисциплины, в них всё строго, ясно и красиво.

Самой запомнившейся для Константина оказалась «двойка» по экономике, полученная в НГУ.

— Я искренне не понимал, за что я её получил, потому как к экзамену готовился и всё в целом знал, — недоумевает он. — Если не на «пятёрку», то на твёрдую «четвёрку». На следующий день мне удалось пересдать этот экзамен на «4».

Константину удается каким-то удивительным для недавнего студента образом уравновешивать работу и развлечения. Научили этому родители. Константин — старший из трех братьев. Мама — учитель химии и биологии — дала первые простейшие знания в химии. Отец — преподаватель резьбы по дереву, и сначала школьника увлекло отцовское занятие. Потом стало интересно: из чего состоит материал, вещество? В 8-м классе Костя начал заниматься в химическом кружке. Там можно было проводить «взрывчатые» опыты, выращивать кристаллы. И в девятом классе он уже один из сильнейших школьников по химии в Ульяновске, своем родном городе. После того, как Константин в одиннадцатом классе стал призёром окружного этапа Всероссийской олимпиады школьников по химии, его пригласил в НГУ заместитель декана ФЕНа кандидат химических наук В. А. Емельянов.

— То есть, я не сдавал ни одного экзамена для того, чтобы стать студентом, — улыбается аспирант. — Само собой вышло...

Фото Виктора Коротеева

стр. 6

Версия для печати  
(постоянный адрес статьи) 

http://www.nsc.ru/HBC/hbc.phtml?8+507+1

Все публикации в СМИ об ИНХ СО РАН